Воспитатель: Гончарова В.В.
МБДОУ детский сад № 44 г. Тамбов
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Художественное творчество — один из любимых видов детской деятельности. Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной. Ведь рисование – язык внутреннего мира маленького ребёнка.
Многие дети не уверены в себе, в своих способностях и умениях. Дети любят сам процесс создания чего-либо, выражая цветом, линией, пятном свой замысел, но получив не тот результат, который ожидали, разочаровываются. Чтобы развить в детях уверенность в ожидаемом результате и своих возможностях, я стала использовать на занятиях с детьми нетрадиционные методы изображения. Подбирая материалы и техники в соответствии с возрастом детей, их способностями и задачами (замыслами) задания. Такие техники развивают воображение, мышление, фантазию, придают уверенности в получении хорошего результата изобразительной деятельности.
Имея психологическое образование, я использую на занятиях по изодеятельности и элементы арт-терапии. Недавно стала использовать новое направление «фрактальный рисунок» (т.е рисование фракталами).
Суть метода, базируется на использовании взаимосвязей между ручной «моторикой» человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Рисунок несёт информацию о состоянии души и тела. Данный метод основывается также на учёте рационального и интуитивного в восприятии человека и в его творческой активности, который я применяю в работе с людьми. Это уникальный метод, который позволяет соприкоснуться с чем-то важным внутри нас, чему обычно мы не даём ни облика, ни голоса, но оно не только живо в нас, но и сильно влияет на наши выборы, желания, на качество нашей жизни.
Главная задача метода – самовыражение человека через рисунок, выполненный по определённым правилам. Происходит замена слов рисунками – это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира.
Под фракталами понимают множество себе подобных частей, из которых состоит изображение целиком. Практически все предметы окружающего нас мира и природы состоят из фракталов. Мы можем их увидеть в цветной капусте, цветах, кронах деревьев, снежинках, горных хребтах, облаках и т.п.
Фракталы являются символом нового этапа развития естествознания, этапа слияния науки и искусства, этих двух дополняющих друг друга способов познания природы — аналитического и интуитивного.
Какие необычные материалы можно использовать на занятии? Многие, какие хотите. Можно использовать нетрадиционные техники:
— рисование трафаретами;
— печатение штампами;
— рисование скомканной бумагой;
— пальчиковое рисование;
— кляксография и многие другие.
Самое увлекательное в рисовании – волшебство. На таких занятиях дети сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ. У детей развивается воображение, творческие способности, логическое мышление, моторика рук, дети учатся ориентироваться пространстве, развивается глазомер, что необходимо при подготовке к школе.
Механизм раскрытия творческого потенциала личности заложен в основе самого фрактального метода.