Консультация для родителей «Развитие речи ребенка четвертого года жизни»

   Достижения вашего малыша множатся с каждым днем. Теперь уже он не только охотно слушает то, что ему рассказывают, но и сам хочет поделиться с вами своими новостями, планами, опасениями. Ребенок начинает рассуждать о том, что видит вокруг, о том, что привлекло его внимание, произвело какое-то впечатление. Это как бы собирательный портрет трехлетнего говоруна, но каждый ребенок развивается индивидуально, и темпы развития речи тоже не могут быть совершенно одинаковыми.

   Еще на третьем году жизни малыш, случалось, ставил вас в тупик вопросами. Теперь количество вопросов растет не по дням, а по часам. Будьте готовы к вопросам-цепочкам: ребенок задает один вопрос, получает на него ответ и задает другой. «Почему утюг горячий?» Потому что его нагревает электричество. «А почему оно его нагревает?» Потому что идет ток. «Почему идет ток?»… И так продолжается долгое время. Постарайтесь не раздражаться, терпеливо отвечать и разъяснять ребенку интересующие его моменты.

   Задавая вопросы, малыш просто хочет побольше узнать об окружающем мире, а вовсе не стремится вас подразнить. Ребенок теперь может говорить не только с вами или другими домашними и друзьями, но и с посторонними, на улице, в поликлинике или в магазине. Внимание малыша еще не слишком устойчиво, поэтому не удивляйтесь, если ребенок отвлечется на что-то другое и не дослушает вас. Объясняя, говорите понятным ребенку языком, доступно.

   Запас слов, которым располагает ваш ребенок, несравненно больше, чем год назад. Обратите внимание: если ребенку нужно вам что-то рассказать, и его очень волнует предмет разговора, речь становится неточной. Не хватает слов, чтобы описать какое-то событие, пережитое им непосредственно. Иногда ребенок сам чувствует, что подобранные им слова не совсем подходят смыслу рассказываемого. Некоторые дети раздражаются из-за этого, другим кажется, что их не понимают.

Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш слушает вас. Если по ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного и ребенок усваивал сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного.

   В этом возрасте очень полезно заниматься «накопительством», накапливать новые слова, чтобы малышу было легче выражать свои мысли и понимать окружающих. Не жалейте времени на совместную игру с ребенком. Хорошо бы, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Учитывая обилие игрушек, предлагаемых торговыми центрами, вы не будете испытывать затруднений с тематикой. Так как пора уже малышу учиться обобщать, игру можно организовать по какой-нибудь теме, например, «лечение» кукол на приеме у «врача», «продажу «овощей и фруктов в «магазине». Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения.

   Все эти знания в дальнейшем будут служить одним из показателей развития речи и прочих сторон личности маленького человека, их будут неоднократно проверять на тестированиях, экзаменах и всяческих испытаниях при поступлении в… туда, куда вы решите определить своего ребенка.

Старайтесь дать малышу возможность наблюдать, видеть признаки предметов и вещей, их особенности, отличительные черты. Вот вы накрываете на стол, расставляете посуду. Сок малыш будет пить из стакана, а чай из чашки. Чашка стоит на блюдце, а каша положена в тарелку. Ребенок видит и сходство, и различия между предметами, которые, в общем-то, предназначены для одного и того же. Малышу нужно сделать выбор, например, чем есть кашу: вилкой или ложкой; если ложкой, то какой: большой, маленькой или средней.

   Это поможет определить и запомнить признак, который был для этого выбора решающим. Малыш также должен понять, что выбирать обязательно надо. Потом, когда вы будете вместе «кормить» кукол или угощать пришедшую в гости бабушку, станет ясно, насколько удается ребенку закрепить, отложить в память новые понятия.

Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами, мы не устаем повторять это! Пусть ребенок оценит размеры, форму, узнает назначение той или иной вещи, понаблюдает ее в действии, увидит, как ее используют, а то и сам попробует что-нибудь сотворить (с вашей помощью и под внимательным и доброжелательным контролем).

   Малыш обязательно должен участвовать вместе с вами в различных действиях. Вот вы идете в магазин, и ребенок идет с вами. Вы выбираете товары, комментируя свои действия, а также попутно интересуетесь мнением малыша относительно покупок. Обязательно подводите итоги совместной деятельности: «Саша, мы с тобой ходили в магазин. Что мы купили, помнишь?» Предложите ребенку помочь вам выложить покупки из сумки и распределить по полкам и шкафам. При этом говорите с малышом о том, что вы вместе делаете: «Куда мы положим рис? В банку на полку. А картошку? В ящик под окном. А котлеты? В морозилку».

   Через некоторое время, как будто забыв, что куда положили, поинтересуйтесь у малыша: «Ты не помнишь, куда мы положили рис?» Можно и немножко «попутать» ребенка: «Мы купили столько вкусного: и яблоки, и апельсины, и бананы, и помидоры. Это ведь все фрукты, да, Сережа?»… И вот Сережа удивленно поднимает на вас глаза, вынимая из пакета помидор и глядя на него: «Нет, помидор — не фрукт, он — овощ!».

К четырем годам малышу нужно знать и уметь рассказать, кем работают родители (естественно, на доступном пониманию ребенка уровне), то есть названия профессий перестают быть тайной за семью печатями.

   Малышу надо объяснять не только, как называется тот или иной специалист, но и что конкретно он делает. Продавец взвешивает товар, упаковывает, подает; парикмахер расчесывает волосы, стрижет, красит, завивает, укладывает и т. д. Малыш уже не только фиксирует то, что видит, он дает оценку действиям: мама очень чисто моет пол, бабушка ровно расставляет книги, папа быстро колет дрова. Так постепенно растет словарный запас, и вы не перестаете удивляться тому, как быстро ребенок вводит новые слова, обороты и выражения в свою речь. «Трудовую деятельность» не обязательно организовывать на каждом шагу, постоянно. Подойдут и разнообразные занятия, например, имитирующие процесс уборки-приборки.

       Помогайте ребенку высказываться, стимулируйте его желание поделиться с другими людьми: «Катя, расскажи бабушке, где мы с тобой сегодня были». После какого-нибудь интересного похода или события, впечатлившего ребенка, попробуйте вместе нарисовать картинку на тему увиденного. Пусть это не будет произведение искусства, но обсуждение нарисованного поможет малышу запомнить новые слова и точнее фиксировать свои наблюдения. Не забывайте, что ребенок будет стараться рассказывать вам что-либо только в том случае, если это вам действительно интересно.

        На четвертом году дети еще не очень активно описывают признаки предметов, поэтому разнообразьте свою речь обилием прилагательных. Это хорошо получается и в бытовой обстановке. Например, малыш просит дать ему грушу, а вы предлагаете выбрать: «Тебе какую, большую или маленькую? Зеленую или желтую?»

       Потренируйте ребенка, предлагая ему: — выбрать из коробочки только маленькие (темные, светлые, гладкие, шершавые и т. д.) камушки, а камушки вы вместе насобирали на прогулке; — назвать, из какой чашки он предпочитает пить молоко (из большой, маленькой, высокой, низкой, широкой, узкой); — выбрать и сказать, какое пюре приготовить (горячее, теплое, холодное).

      Ребенок с удовольствием выполнит вашу просьбу и прокомментирует свои действия. Если вы попросите, он разложит по ящичкам вилки и ножи, по полкам чашки и тарелки. Конечно, с этими предметами нужно быть осторожным, но помните, что если ребенок не будет знаком с ними, ему нелегко будет в будущем научиться обращаться с множеством вещей.

   Вам, конечно, хочется, чтобы речь ребенка была правильной, точной. Еще раз придется напомнить, как важно следить за собственными высказываниями. Если бабуля выговаривает внуку: «Сколько разов я тебе говорила…», а мама возмущается: «Почему ты ихние игрушки берешь, а на место не ложишь?», подобные обороты усвоит и ребенок. Да и объем детской речи во многом зависит от общения с ним родителей. Однажды на приеме у логопеда мама четырехлетнего мальчика посетовала, что ребенок недостаточно разговорчив, хотя многое знает и прекрасно понимает, что ему говорят. Папа, сидевший рядом, не произнес за полчаса ни одного слова, изредка кивая. «В кого это он у нас такой молчун…» — вздохнула мама.

Хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, — тренируйте его. Здесь вам поможет чтение, ну, и, конечно, игры. Доставайте-ка снова наш «Волшебный мешочек», он еще пригодится. Пусть ребенок узнает предмет по вашему описанию. Расставляйте на столе разные игрушки (только не очень много). Пусть малыш объясняет, что стояло на столе, а чего не стало. То же можно делать и с картинками. Да и просто спрашивайте «у кого газета?» — «у папы», «где ваза?» — «на столе» и т. д.

   Одна из излюбленных тем на многих тестированиях и проверках «Животные и их детеныши». Показывайте и называйте ребенку кошку с котятами, собаку со щенками, и живых, и на картинках. Ребенок использует в речи чаще то, что видел, хорошо знает.

   Ну, а попутно можно рассказать и о том, как нужно заботиться о наших меньших братьях, чем кормить, какие повадки у зверей, это тоже важно и интересно ребенку.

   Малыш не только слушает ваши рассказы, но уже начинает их пересказывать. Легче всего получается пересказ любимых сказок. Конечно, не нужно говорить ребенку: «Перескажи сказку!» Лучше попробуйте так: «Что ты запомнил из сказки про Колобка?» Или помогите малышу вопросами. Позволим себе снова посоветовать представлять действия персонажей, разыгрывать сценки. На первых порах достаточно приобрести несколько масок героев сказок и смастерить что-нибудь характерное для облика, например, картонную морковку для зайчика. И хотя рассказ малыша состоит всего из нескольких предложений, пусть он будет эмоциональным, живым, передающим отношение маленького человека к тому, что он говорит.

   Мы уже говорили о том, что у маленького ребенка произношение достаточно долго остается нечистым. Дефекты речи в возрасте до четырех лет, а иногда и до четырех с половиной, логопеды называют»физиологическим косноязычием». Исправлять дефекты в этом возрасте считается нецелесообразным, но тренировать малыша, развивать возможности произношения звуков необходимо. О том, что нужно делать для стабилизации правильного произношения, чуть позже. А сейчас коснемся некоторых влияющих на произношение моментов.

   Вы, конечно, понимаете, что малыш хорошо произносит звуки в том случае, если он хорошо слышит, различает звуки на слух. Как вам можно тренировать слуховое восприятие малыша, то есть развивать способность распознавать и речевые, и неречевые звуки? Вы уже этим занимались, так что имеете некоторый опыт и теперь понимаете, что к чему. Музыкальные, звучащие игрушки приготовили? Отлично, теперь давайте подудим в дудку, потрясем бубен, стукнем в барабан.

   Малыш не должен видеть ваши манипуляции, только слышать, а потом определять, на чем же вы играли. Потом предложите ребенку задать вам ту же задачу, ну, а при ответах ошибитесь-ка пару раз и посмотрите, поправит ли вас ребенок. Попросите его повторить звук. На второй раз, наверное, ответим правильно?

   Очень нравится детям определять, откуда донесся какой-нибудь звук. Если вы организуете такую игру на природе, это вообще замечательно, так как там ребенку потребуется сконцентрировать все внимание на решении задачи, ведь кругом столько отвлекающих, интересных моментов. Полезно учить ребенка распознавать и разные бытовые звуки, например, определять, чем вызван скрип двери, треск рвущейся бумаги, стук закрываемой двери. Если дома вы не одни с ребенком, попробуйте поиграть с ним в узнавание по голосу. Чем больше народу участвует в этом, тем интереснее, особенно, если окружающие будут говорить то громко, то тихо, чуть-чуть изменять голоса.

   Интересно будет для малыша поиграть в такую игру: перед ребенком выкладываете несколько картинок с изображением животных и их детенышей. Имитируете голос животного (взрослого) и спрашиваете: «Покажи, кто так кричит? Кто это? А как кричит цыпленок?» Ребенок не только учится различать голоса по различным признакам, но и пытается при этом анализировать разницу.

   Следите за тем, чтобы малыш не торопился, чтобы темп речи не опережал возможности ребенка. Дети в этом возрасте чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном, поэтому будьте внимательны и не пытайтесь торопить ребенка. Вспоминается история мальчика, который, по мнению мамы, говорил слишком медленно. При этом он хорошо выражал свои мысли и вообще не страдал никакой речевой недостаточностью. Но маме не нравилось, что ребенок говорит медленно, и она отправилась с сыном к невропатологу (это происходило много лет назад, когда с логопедами были проблемы, а в небольшом городе о них вообще почти ничего не было известно).

   Доктор ничего не нашла, но, видя мамину тревогу и озабоченность, посоветовала торопить мальчика, когда он говорит. Мама последовала этому совету и добилась успеха: мальчик стал говорить гораздо быстрее, чем раньше. Правда, он стал заикаться…

   Но вы не собираетесь торопить малыша, когда он говорит, а, наоборот, спокойно даете ему возможность высказаться и как следует произнести то, что он хочет. При этом слушайте, как ребенок произносит звуки. Очень аккуратными и внимательными должны мы с вами быть, когда начинаем втолковывать ребенку, как «услышать» звук в слове. К четырем годам уже многие звуки должны произноситься правильно. К звукам, освоенным на третьем году, добавляются «с», «з», «ц». Четко произносятся «ы», «э», «х», с которыми еще могли быть проблемы. Ну, а если ваш ребенок правильно произносит еще и «ш», «ж», «щ», «ч», «л», «р», он просто умница. Впрочем, если этих звуков нет, не стоит расстраиваться, впереди есть время их освоить, а вам надо продолжать заниматься тренировкой слухового внимания и развивать произносительные умения малыша.

   Ближе к четырем годам уже можно попробовать учить малыша отыскивать звук в слове. Не произносите пока слово «звук»: «Посмотри на картинку. Это цапля. Скажи, пожалуйста, в слове «цапля» есть «ц» или нет?» (Звук «ц» постарайтесь выделить голосом.) И малыш, к примеру, хлопает в ладоши, подтверждая: есть «ц». Потом можно показать и назвать другую картинку или игрушку, в названии которой нет «ц», и опять спросить ребенка. Только не переусердствуйте в таких заданиях. Двух-трех в день будет для начала вполне достаточно. Возможно, малыш и не захочет сразу заниматься такой работой, не заставляйте его, переждите, а потом сделайте второй заход, естественно, в игровой форме: «Лягушка громко квакает в болоте: ква-ква-ква! Есть ли в ее кваканье «к»? Ну-ка посмотри на картинку, вот лягушка. Как она квакает?».

   На четвертом году ребенок по-новому вслушивается в звуки, составляющие слова, и порой сам изобретает что-нибудь новенькое, пытаясь связать конкретную вещь, ее название и действие, которое производится при помощи этой вещи, напрямую, вместо «ножика» вдруг появляется «режик». В этом нет ничего страшного, это нормальное явление и показатель того, что развитие речи идет полным ходом. Вооружитесь лото и различными наборами картинок, можно и самим порисовать, если получается узнаваемо. Самые простые и удобные задания по картинкам могут быть примерно такими: демонстрируя изображение новогодней маски, спросите, что это: маска или каска? К изображению пенька дайте на выбор несколько слов — тень, день, лень, пень. Или поинтересуйтесь, пень это или печь. Единственным условием при выполнении такой работы будет знаковость данных слов ребенку. То есть названия предметов должны быть известны малышу. Учить различать звуки можно и при чтении, для этого прекрасно подходит, например, «Путаница» К. Чуковского.

Играя с ребенком, прося его изобразить звуки, издаваемые разными предметами, голоса животных и птиц, вы тоже закрепляете умения воспринимать, произносить и различать звуки.

Т. О.  Кузовкова