Современные технологии и методики снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

   В дошкольном возрасте ребёнок уже имеет относительно богатый эмоциональный опыт. А именно эмоциональное развитие ребёнка по многочисленным исследованиям психологов и учёных является основой психического здоровья. Дети обычно довольно живо реагируют  на радостные и печальные события, легко проникаются настроением окружающих их людей. Выражение эмоций носит непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях, в старшем дошкольном возрасте, чем больше впечатлений, тем более дифференцированы эмоциональные переживания. Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, как правило, отличаются неустойчивостью эмоциональных проявлений, им трудно их контролировать.

   Некоторые дети со слабой нервной системой могут невротизироваться от того, что их психофизические и соматические реакции отстают от реакций сверстников.

   Для сброса психоэмоционального напряжения можно использовать вариант психомышечной тренировки, разработанный А.В.Алексеевым для детей дошкольного возраста. Он рекомендует (для удобства обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела) разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребёнка последовательно привлекается к каждой группе мышц, но не следует переходить к новой группе мышц, пока предыдущая не станет «послушной».

Игры на напряжение и расслабление мышц рук:

1. Игры с «шишками» (на напряжение и расслабление мышц рук).

Шишки разламываются на мелкие кусочки. Откинуть их в стороны и уронить руки вдоль туловища – руки отдыхают. Выполнение 2-3 раза.

2. Игры с «муравьем» (на напряжение и расслабление мышц ног).

3. Игра «Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Психогимнастические этюды М.И. Чистяковой адаптированы к старшему дошкольному возрасту, посвящены определенному разделу психомоторики. Они направлены как на развитие воображения, так и на снятие эмоциональной напряженности. Такие упражнения как: «Расставь посты», «Слушай команду» помогут успокоить возбужденных детей. Расслабить мышцы помогут этюды «Штанга», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Конкурс лентяев» и другие.

Элементы самомассажа, включающие сочетание элементов точечного массажа  с поглаживанием, растиранием, легким постукиванием способствуют расслаблению мышц и снятию эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Зоотерапия — эффективный метод снятия эмоционального напряжения. Исследования доктора биологических наук, профессора В.Д.Ильичёва доказали, что пение птиц приводит в равновесие все процессы, происходящие в человеческом организме.

Пассивные формы музыкотерапии по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову помогут установить эмоциональный контакт с детьми, снять мышечное напряжение и эмоциональное напряжение перед сном, во время пробуждения, а так же в процессе речевой деятельности.

   После проведения куклотерапии, основанной на процессе индентификации ребёнка с добрым, бесстрашным героем, дети испытывают облегчение, снятие эмоционального напряжения.

   Благотворно влияет на состояние ребёнка живопись с помощью пальцев рук, так как она успокаивает и расслабляет, позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и с помощью красок отследить эмоциональное состояние. Ведь палитра красок смешивается, переливается и разливается как чувства.

Работа с глиной, так называемая глинотерапия, оставляет приятные тактильные ощущения, помогает расслабиться, снять эмоциональные зажимы. При работе с глиной можно выполнить следующие задания:

1. Закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним.

Какой он: холодный, тёплый, влажный, сухой?

2. Сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки.

3. Проткните глину, пошлёпайте по ней;

4. Оторвите кусочек и сделайте змейку, а теперь сожмите кусок.

Игры с песком, пескотерапия — стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка.

   Особое внимание хочется обратить на использование в работе с детьми сказкотерапии – лечение сказками, при котором происходит совместное с ребёнком открытие внутреннего мира ребёнка. Сказка поможет детям, как активизироваться, так и расслабиться.

   Таким образом, все выше приведённые технологии и методики позволяют снять эмоциональное напряжение у детей дошкольного возраста, а так же направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и в семье.

Список использованной литературы:

1. Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве», М.,-1991 г.

2. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, 1996 г.

3.  Чистякова М.И. «Психогимнастика», М.,1995 г.

Т. О. Кузовкова